Расскажите о себе.
Меня зовут Алексей Блинов. Я руководитель творческого объединения Окрутники. Этнолог, художник, резчик по дереву. Уже долгое время увлечен традицией ряжения. Местами этот обычай позабыт – мы пытаемся его возродить.
Охарактеризуйте себя в двух словах.
Фантазер и скоморох.
Что привело вас к товрчеству в этом направлении? Почему именно оно?
С детства я любил все, что связано с театром, лицедейством, клоунадой, пантомиой, перевоплощением. Меня это завораживало. Ставил себя на место актеров и, казалось, что это такая романтичная, захватывающая стезя – примерить на себя тысячу масок и образов.
Позже, когда я начал заниматься этнографией, в экспедициях столкнулся с ряжением. Такой яркий элемент народной культуры, прототеатр! Захотелось показать его людям в городе. С этого все и началось.
Кто такие окрутники – хобби или образ жизни?
Прежде всего, это очень веселые и увлеченные люди. Это хобби, которое стало образом жизни. Бывает, что человек заинтересовавшись яркими масками и костюмами, приходит в Окруту, а потом через ряжение начинает интересоваться русской народной культурой в более широком смысле. Начинает осваивать музыкальные инструменты, пляску, петь народные песни – в общем, становится профессиональным скоморохом.
Остаетесь ли вы самим собой занимаясь своим творчеством или это PR ход?
Играя роль и примеряя на себя определенный образ, нужно полностью в него погрузиться. Иначе зритель не поверит вашей игре, несмотря на маску и пестрый костюм. Зритель не поверит и не станет соучастником. Поэтому человек, играя некий образ, должен понимать как его воплотить и должен полностью погружаться в этот образ. Как в театре.
Какими были первые шаги? Вы самостоятельно или с поддержкой создавали объединение?
Прежде всего, изучали экспедиционный материал по ряжению на праздники: во что рядились, когда, что при этом говорили – игровые тексты. Я давно занимаюсь резьбой, и начал делать маски. Сначала по музейным образцам. Вокруг были друзья, они тоже были увлечены и оказывали поддержку. За это я всем очень благодарен, вспоминаю с теплом, как все начиналось. Вот так одно за другое цеплялось, и оказалось, что, много людей горят ряжением и хотят в этом направлении развиваться.
Кто ваши единомышленники и соратники?
Окрутники -- это семья, друзья, команда. Мы проводим много времени вместе: репетируем, что-то придумываем, путешествуем. Есть среди нас люди, которые профессионально занимаются фольклором, этнологией, есть любители, есть актеры, музыканты, есть просто люди, которые пытаются не отставать от других и осваивают навыки, связанные с игрой.
Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение?
Конечно, бывают моменты, когда меня покидает вдохновение. Постоянно быть в состоянии игры, эйфории невозможно. В отсутствии вдохновения есть возможность переключиться. Когда есть отклик публики, чувствуешь глаза, обращенные на тебя, быстро загораешься снова.
Работа в каких проектах особенно запомнилась?
Было очень много интересных фестивалей, поездок, выступлений. Пожалуй, больше всего запомнилась Масленица на Манежной площади в этом году. Это был настоящий фестиваль скоморошества и ряжения. Нам удалось собрать все свои силы. Для зрителей выступали 60 человек русских ряженых. А кроме того были иностранные гости – из Венгрии, Болгарии и Сардинии. В Европе традиция народного праздничного маскарада жива. И такие команды ряженых, которые приезжали к нам, это не профессионалы, а просто люди из одного поселения, которые передают традицию из поколения в поколение. Мы сдружились с нашими иностранными товарищами, обменивались опытом, 10 дней работали вместе – веселили публику. Зрелище было не забываемое! Надеюсь, что в будущем удастся его повторить.
Какую оценку вы бы поставили себе как профессионалу?
Оценку ставят зрители, публика. И в большинстве случаев людям нравится то, что мы делаем. Конечно, некоторые не привыкли к формату площадной игры, мы же находимся среди зрителей, не играем на сцене. Наша задача преодолеть их стеснение, рассмешить, вовлечь.
Творческие планы. О чем вы мечтаете?
Творческих планов много. И задумки по маскам, и по постановкам.
Есть мечта посетить другие страны, где сохранилось традиционное ряжение. Пообщаться с мастерами, которые делают маски, пообщаться с ряжеными. Мечта – сделать ежегодный фестиваль. Например, на масленицу всегда были большие карнавальные шествия и гулянья, и в Москве и в других городах. Хотя, мечтать некогда -- нужно работать)